Google

Новости Google

  1. О Google
  2. Новости Google
  3. Новости
  4. Новости

Время перемен

Пока аналитики, бизнесмены и политики всего мира решают, начала ли восстанавливаться после кризиса мировая экономика или нам следует готовиться к новой волне экономического спада, российские пользователи интернета учатся жить, работать и развивать бизнес в новой экономической реальности.

С помощью сервиса Google Insights for Search, мы изучили динамику запросов пользователей Google по ключевым словам «кризис», «работа», «бизнес» и «интернет» в период с марта по май 2009 года, чтобы выяснить, как повлияла экономическая ситуация на интересы россиян.

Кризис: смех сквозь спады

Мировой экономический кризис продолжает оставаться главным вопросом для миллионов интернет-пользователей. Первые 9 из 10 самых популярных запросов, содержащих слово «кризис», имеют непосредственное отношение к экономическому кризису, его влиянию на Россию и прогнозам его дальнейшего развития в 2009-м.

Однако, похоже, что интерес пользователей к теме кризиса постепенно ослабевает, а на повестку дня выходят новые, подчас неожиданные, темы. С марта по май 2009 года самым быстрорастущим запросом со словом «кризис» стал не «экономический» или «финансовый», а… «карибский кризис» – этот запрос неожиданно показал 130-процентный рост. А третьим по важности кризисом оказался «кризис среднего возраста», прибавивший 70% популярности.

Тем не менее, пользователи обеспокоены прогнозами нового витка кризиса, обусловленного возможными проблемами с погашением значительных сумм кредитов предприятий и частных лиц банкам. Запрос «банковский кризис» стал вторым самым быстрорастущим запросом за период, показав прирост в 80%.

Несмотря на общий спад экономической активности, весьма показательно то, что количество запросов «бизнес в кризис» выросло на 70%. Компании и предприниматели продолжают искать новые стратегии и эффективные способы ведения бизнеса в кризисный период.

Особо мы хотим отметить, что в число самых быстрорастущих «кризисных» запросов вошли и «анекдоты про кризис», которые выросли на 40%. В России анекдоты часто становятся своеобразной защитной реакцией на происходящие события. А, как известно, то над чем можно посмеяться, становится немного менее страшным.

Рисунок 1

Работа: в поисках возможностей

По оценкам экспертов, после первой кризисной волны сокращений, весной рынок труда продемонстрировал некоторое оживление – в том числе обусловленное сезонностью рынка и возможностями дополнительного заработка в летний период.

Запрос «работа на лето» – самый быстрорастущий за весенний период – вырос за три весенних месяца в пять с половиной раз (550%). Как мы предполагаем, к числу студентов и школьников, которые, как правило, ищут возможность подработки на летние каникулы, могли добавиться и люди, лишившиеся постоянной работы и изыскивающие возможности сезонного или даже разового заработка (запрос «разовая работа» вырос на 130% – 3-е место в списке самых быстрорастущих запросов).

Особо стоит отметить трудолюбие и сознательность молодежи – в 10 самых быстрорастущих запросов входят «работа для подростков» и «работа для школьников».

Растущий интерес пользователей также вызывает и возможность найти работу в рамках масштабной подготовки и строительства объектов к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году. Запросы по этой теме заняли 6 и 8 место в списке самых быстрорастущих запросов. Неожиданным стал всплеск интереса к работе в Кирове – 5-е место и 60-процентный рост.

Рисунок 2

Бизнес: о собенности национального предпринимательства

Как ни странно, в непростых экономических условиях многие продолжают задумываться о создании собственного дела. На рисунке видно, что «готовый бизнес план» является как самым популярным запросом в период с марта по май, так и самым быстрорастущим. А второе место в списке самых популярных запросов занимает «малый бизнес», который, как полагают многие бизнес-аналитики, может стать локомотивом выхода из кризиса.

Российские пользователи по-прежнему изучают информацию, связанную с созданием «своего бизнеса» (4-е место в списке самых популярных запросов) и находятся в поиске новых «идей для бизнеса» (6-е место там же).

В целом данные говорят о том, что интерес к созданию собственного дела и уровень предпринимательской активности в России остаются высокими. Что бы ни происходило, россияне продолжают искать возможности для создания в стране успешного бизнеса. Запрос «бизнес в России» вошел в число как самых популярных, так и в число самых быстрорастущих.

Рисунок 3

Интернет: спрос рождает предложение

Бизнес всегда следует за своими потенциальными потребителями, однако где сегодня потребители собираются потратить деньги с учетом тенденции к сокращению расходов? Судя по запросам пользователей, все больше и больше россиян приходит за покупками во всемирную Сеть.

Самым популярным запросом, содержащим слово «интернет», за три весенних месяца стал «интернет магазин». В 10-ке самых популярных эти запросы встречаются дважды – «интернет магазины» и «интернет магазин одежды» – на 7 и 8 местах соответственно. Также дважды онлайновые магазины встречаются и в 10-ке самых быстрорастущих запросов – российские пользователи хотят приобретать онлайн не только одежду, но и обувь. Соответствующие запросы оказались на третьей и пятой позиции, прибавив по 90 и 60 процентов.

И, похоже, что в данном случае потребительский спрос действительно формирует бизнес-предложение. Вторым самым быстрорастущим запросом со словом «интернет» стал запрос «создать интернет магазин», практически удвоившийся за рассматриваемый нами период.

Кроме того, динамика запросов показывает, что российские предприниматели действительно заинтересовались интернетом, как способом увеличить эффективность своего бизнеса и его прибыльность. В числе самых быстрорастущих запросов на четвертой позиции оказался запрос «интернет реклама», показавший 60-процентный прирост, а на шестой – «интернет маркетинг», выросший на 50%. Эффективность онлайн рекламы и ее доступность для бизнеса практически любого размера позволяют надеяться, что покупатели и продавцы теперь могут легко найти друг друга в пространстве Рунета.

Рисунок 4

Тренды : осторожный оптимизм

Мы не знаем, как долго продлится кризис и близки ли мы к его завершению. Однако, снижение интереса к теме кризиса (рисунок 5) возможно говорит о том, что шок от резкого ухудшения экономической ситуации позади. Некоторые исследования говорят даже о небольшом повышении потребительского оптимизма. Возможно, такой рост является неустойчивым и временным, однако аналитики утверждают, что вывести экономику из спада сможет именно рост «оптимизма» – потребителей, инвесторов и предприятий.

Рисунок 5

Пришло ли время оптимистов?